Заседание Уставного суда Санкт-Петербурга по делу № 002/18 (о проверке отдельных положений Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге») - 28.06.2018

 

28 июня 2018 года состоялось заседание Уставного суда Санкт-Петербурга по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 24 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в их взаимосвязи с положениями статей 8, 48 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

 

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И. Амосова, О.А. Капитанова, А.Н. Рассудова, М.Л. Резника, С.В. Трохманенко.

 

В судебном заседании Уставный суд Санкт-Петербурга заслушал выступления и ответы на вопросы представителя заявителя Ю.В. Карпенко, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, представителей Губернатора Санкт-Петербурга Д.М. Хасаншина, Л.И. Матвеенко, пояснения одного из группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, обратившейся с запросом, М.Л. Резника.

 

В заседании также выступили представитель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности В.И. Романова, представители Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области И.В. Чугина, И.Ю. Аржанов.

 

Уставный суд Санкт- Петербурга приобщил материалы, поступившие из Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, письменные пояснения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, отзыв представителя Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, отзыв представителя Губернатора Санкт-Петербурга Д.М. Хасаншина.

 

В судебном заседании объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 5 июля 2018 года. 

 

 

История вопроса

 

В Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И. Амосова, О.А. Капитанова, А.Н. Рассудова, М.Л. Резника, С.В. Трохманенко о соответствии Уставу Санкт-Петербурга, его положениям преамбулы, статьи 11, подпункта 1 и 7 пункта 5 статьи 30, пункта 5 статьи 53, статьи 58, положений пункта 24 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в их взаимосвязи с положениями статей 8, 48 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон об административных правонарушениях).

 

Положениями статьи 8 Закона об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни.

 

Согласно положениям пункта 24 статьи 51 Закона об административных правонарушениях составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении уполномочены лица, замещающие отдельные должности в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, в задачи которого входят разработка и обеспечение мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка. В силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 года № 46 таким органом является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет).

 

Позиция заявителя

 

В своём запросе заявитель указывает, что положения пункта 24 статьи 51 Закона об административных правонарушениях в их взаимосвязи с положениями статей 8 и 48 того же закона ограничивают возможности осуществления Законодательным Собранием Санкт-Петербурга парламентского контроля на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных положениями статьи 8 данного закона, исключают возможность граждан обращаться с заявлениями и сообщениями о событиях таких административных правонарушений непосредственно в момент их совершения к должностным лицам Комитета, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, не предполагают обязанность таких должностных лиц Комитета принимать соответствующие заявления и сообщения граждан, равно как и не предполагают их обязанность прибыть на место административного правонарушения для оперативного документирования обстоятельств его совершения. Заявитель также полагает, что осуществление действий по документированию события административного правонарушения в силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудниками полиции, а не должностными лицами Комитета, приводит к тому, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях данной категории истекает срок привлечения к административной отвесности, а права граждан, нарушенные в результате противоправного поведения, остаются вне правовой защиты.

 

Заявитель таким образом полагает, что установленный в действующем правовом регулировании механизм привлечения к административной ответственности не обеспечивает эффективную защиту прав граждан в Санкт-Петербурге и существенным образом снижает действенность запретов на нарушение тишины и покоя граждан, установленных положениями статьи 8 Закона об административных правонарушениях.

 

Судья-докладчик по делу Е.А. Бушев