Заседание Уставного суда Санкт-Петербурга по делу № 002/18 (о проверке отдельных положений Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге») - 28.06.2018

 

28 июня 2018 года состоялось заседание Уставного суда Санкт-Петербурга по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 24 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в их взаимосвязи с положениями статей 8, 48 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

 

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И. Амосова, О.А. Капитанова, А.Н. Рассудова, М.Л. Резника, С.В. Трохманенко.

 

В судебном заседании Уставный суд Санкт-Петербурга заслушал выступления и ответы на вопросы представителя заявителя Ю.В. Карпенко, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, представителей Губернатора Санкт-Петербурга Д.М. Хасаншина, Л.И. Матвеенко, пояснения одного из группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, обратившейся с запросом, М.Л. Резника.

 

В заседании также выступили представитель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности В.И. Романова, представители Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области И.В. Чугина, И.Ю. Аржанов.

 

Уставный суд Санкт- Петербурга приобщил материалы, поступившие из Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, письменные пояснения Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, отзыв представителя Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, отзыв представителя Губернатора Санкт-Петербурга Д.М. Хасаншина.

 

В судебном заседании объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 5 июля 2018 года. 

 

 

История вопроса

 

В Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И. Амосова, О.А. Капитанова, А.Н. Рассудова, М.Л. Резника, С.В. Трохманенко о соответствии Уставу Санкт-Петербурга, его положениям преамбулы, статьи 11, подпункта 1 и 7 пункта 5 статьи 30, пункта 5 статьи 53, статьи 58, положений пункта 24 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в их взаимосвязи с положениями статей 8, 48 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон об административных правонарушениях).

 

Положениями статьи 8 Закона об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни.

 

Согласно положениям пункта 24 статьи 51 Закона об административных правонарушениях составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении уполномочены лица, замещающие отдельные должности в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, в задачи которого входят разработка и обеспечение мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка. В силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 года № 46 таким органом является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет).

 

Позиция заявителя

 

В своём запросе заявитель указывает, что положения пункта 24 статьи 51 Закона об административных правонарушениях в их взаимосвязи с положениями статей 8 и 48 того же закона ограничивают возможности осуществления Законодательным Собранием Санкт-Петербурга парламентского контроля на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных положениями статьи 8 данного закона, исключают возможность граждан обращаться с заявлениями и сообщениями о событиях таких административных правонарушений непосредственно в момент их совершения к должностным лицам Комитета, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, не предполагают обязанность таких должностных лиц Комитета принимать соответствующие заявления и сообщения граждан, равно как она не предполагают их обязанность прибыть на место административного правонарушения для оперативного документирования обстоятельств его совершения. Заявитель также полагает, что осуществление действий по документированию события административного правонарушения в силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудниками полиции, а не должностными лицами Комитета, приводит к тому, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях данной категории истекает срок привлечения к административной отвесности, а права граждан, нарушенные в результате противоправного поведения, остаются вне правовой защиты.

 

Заявитель таким образом полагает, что установленный в действующем правовом регулировании механизм привлечения к административной ответственности не обеспечивает эффективную защиту прав граждан в Санкт-Петербурге и существенным образом снижает действенность запретов на нарушение тишины и покоя граждан, установленных положениями статьи 8 Закона об административных правонарушениях.

 

Судья-докладчик по делу Е.А. Бушев