19-12-2016
15-11-2016
13-10-2016
17-03-2016
11-02-2016
28-01-2016
23-12-2015
19-11-2015
12-11-2015
22-10-2015
10-09-2015
09-07-2015
06-07-2015
19-05-2015
29-04-2015
23-04-2015
23-04-2015
12-03-2015
26-02-2015
26-02-2015
22-01-2015
18-12-2014
18-12-2014
27-11-2014
20-11-2014
13-11-2014
16-10-2014
18-09-2014
18-09-2014
03-07-2014
26-06-2014
26-06-2014
29-05-2014
22-05-2014
21-05-2014
15-04-2014
25-02-2014
13-02-2014
06-02-2014
23-01-2014
19-12-2013
09-12-2013
28-11-2013
28-11-2013
15-10-2013
10-10-2013
12-09-2013
27-06-2013
27-06-2013
14-05-2013
11-04-2013
05-12-2012
19-09-2012
29-06-2012
26-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
15-05-2012
15-02-2012
08-02-2012
14-11-2011
14-11-2011
17-11-2011
29-11-2011

17 марта 2016 года Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил итоговое решение по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14 и пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» по жалобе гражданки Неретиной Нины Петровны.

 

История вопроса

 

Гражданке Н. П. Неретиной, уволившейся с государственной гражданской службы Санкт-Петербурга (далее – гражданская служба) в связи с выходом на пенсию, установлена ежемесячная доплата за стаж гражданской службы к трудовой пенсии по старости (далее – доплата за стаж) исходя из общей продолжительности стажа гражданской службы 23 года 08 месяцев 19 дней.

 

Законом Санкт-Петербурга от 02 июля 2008 года № 457-72 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга” и Закон Санкт-Петербурга “О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга”» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 457-72) были изменены условия предоставления доплаты за стаж, в том числе правила исчисления соответствующего стажа.

 

Решением отдела социальной защиты населения администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 29 сентября 2008 года № 328, гражданке Н. П. Неретиной установлена доплата за стаж в соответствии с новыми правилами, предусмотренными подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 и пунктом 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 399-39), исходя из продолжительности стажа гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда). При этом размер доплаты за стаж был уменьшен, поскольку стаж заявителя, исчисленный для предоставления доплаты, составил 13 лет 08 месяцев 23 дня. В указанный стаж не был включен период работы Н. П. Неретиной в Контрольно-ревизионном Управлении Министерства финансов РСФСР по городу Ленинграду с 04 февраля 1977 года по 13 июня 1986 года.

 

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга решением от 07 сентября 2009 года по делу № 2‑924/09, оставленным без изменения определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2009 года, отказал Н. П. Неретиной в удовлетворении ее требования о включении в стаж гражданской службы Санкт-Петербурга периодов работы, дающих право на установление доплат к пенсии.

 

Н. П. Неретина обратилась в Уставный суд Санкт-Петербурга с жалобой о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 14 и пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга года № 399-39.

 

 

Позиция заявителя

 

Согласно позиции заявителя, оспариваемые ею положения Закона Санкт-Петербурга № 399-39 противоречат положениям преамбулы, подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга, поскольку нарушают гарантированный Уставом Санкт-Петербурга принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, а также снижают в отношении заявителя ранее достигнутый уровень социального обеспечения. Закрепленные пунктом 1 статьи 14 и пунктом 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга № 399-39 условия предоставления доплаты за стаж и правила исчисления стажа гражданской службы влекут необоснованную дифференциацию в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории.

 

 

Позиция суда

 

В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации.

 

Законодатель Санкт-Петербурга вправе самостоятельно устанавливать порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий, в том числе доплату за стаж.

 

В Законе Санкт-Петербурга № 399-39 в качестве гарантии государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности гражданской службы, установлена доплата за стаж и определены условия ее предоставления, в том числе, правила исчисления стажа.Указанная доплата за стаж является дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, которое предоставляется им за счет средств бюджета Санкт-Петербурга помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. Соответствующий подход к правовой природе указанной доплатысформулированКонституционным Судом Российской Федерации, в частности, в определениях от 02 апреля 2009 года № 473-О-О, от 28 мая 2009 года № 582-О-О, от 27 мая 2010 года № 702-О-О.

 

Учитывая правовую природу установленной Законом Санкт-Петербурга № 399-39 доплаты за стаж, законодатель Санкт-Петербурга, вправе вводить и изменять порядок и условия ее предоставления за счет средств бюджета Санкт-Петербурга лицам, замещавшим должности гражданской службы, в том числе корректировать правила исчисления данной доплаты в сторону уменьшения, определять периоды, включаемые в стаж, предоставляющийправо на ее получение.

 

Свобода усмотрения законодателя Санкт-Петербурга в указанных вопросах не означает, однако, возможность действовать произвольно. При внесении изменений в действующее правовое регулирование должен соблюдаться гарантируемый Уставом Санкт-Петербурга (преамбула, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 11) конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства

 

Из материалов дела, преамбулы Закона Санкт-Петербурга № 457-72 следует, что указанный Закон Санкт-Петербурга принят в целяхприведения системы социальной поддержки отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга в соответствие с принципом социальной справедливости,устранения несоразмерности установленных в Санкт-Петербурге доплат к пенсиям, соблюдения баланса частных интересов граждан и публичных интересов Санкт-Петербурга с учетом возможностей бюджета Санкт-Петербурга и необходимости направления средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование мер социальной поддержки малоимущих жителей Санкт-Петербурга. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изменение Законом Санкт-Петербурга № 457-72 порядка и условий предоставления и расчета ежемесячных доплат к пенсиям государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, как направленное на достижение целей, закрепленных в преамбуле Закона Санкт-Петербурга № 457-72, введенное в действие с 01 сентября 2008 года, не может расцениваться как произвольное и осуществленное без установления необходимого переходного периода (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 473-О-О, от 16 апреля 2009 года № 569-О-О).

 

Таким образом, оспариваемые заявителем положения, содержащие условия предоставления доплаты за стаж, не могут рассматриваться как не обеспечивающие реализацию гарантированного Уставом Санкт-Петербурга конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

 

Данное правовое регулирование распространяется в равной мере на всех лиц, замещавших должности гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда), и не нарушает положения Устава Санкт-Петербурга (преамбула, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 11) гарантирующие реализацию конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

 

 

Уставный суд Санкт-Петербурга признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 14 и пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» соответствующими Уставу Санкт-Петербурга в той части, в которой указанными положениями не предусмотрено включение периода работы в Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РСФСР по городу Ленинграду в стаж государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.