19-12-2016
15-11-2016
13-10-2016
17-03-2016
11-02-2016
28-01-2016
23-12-2015
19-11-2015
12-11-2015
22-10-2015
10-09-2015
09-07-2015
06-07-2015
19-05-2015
29-04-2015
23-04-2015
23-04-2015
12-03-2015
26-02-2015
26-02-2015
22-01-2015
18-12-2014
18-12-2014
27-11-2014
20-11-2014
13-11-2014
16-10-2014
18-09-2014
18-09-2014
03-07-2014
26-06-2014
26-06-2014
29-05-2014
22-05-2014
21-05-2014
15-04-2014
25-02-2014
13-02-2014
06-02-2014
23-01-2014
19-12-2013
09-12-2013
28-11-2013
28-11-2013
15-10-2013
10-10-2013
12-09-2013
27-06-2013
27-06-2013
14-05-2013
11-04-2013
05-12-2012
19-09-2012
29-06-2012
26-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
15-05-2012
15-02-2012
08-02-2012
14-11-2011
14-11-2011
17-11-2011
29-11-2011

Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил итоговое решение по делу № 007/15

 

23 декабря 2015 года Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил Постановление № 007/15-П по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений  пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от  21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга» по запросу группы депутатов Законодательного Собрания  Санкт-Петербурга В. Ю. Бакулина, А. А. Ковалева, В. П. Ложечко, Л. Ф. Седейкиене, С. В. Трохманенко, М. А. Шишкиной.

 

 

Уставный суд Санкт-Петербурга признал не соответствующими  Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от  21 мая 2014 года № 303-46«О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» в части предоставления активного избирательного права на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.

 

 

Позиция заявителя

 

 

Группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга оспаривает положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 303-46) в части наделения активным избирательным правом и включения в списки избирателей всех лиц, которые не проживают постоянно или преимущественно на территории муниципального образования, независимо от наличия у них регистрации в установленном порядке при воинской части. По мнению заявителя, согласно требованиям Устава Санкт-Петербурга активным избирательным правом на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге обладают только лица, относящиеся к населению муниципального образования, то есть постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения.

 

 

Позиция суда

 

 

1.Уставный суд Санкт-Петербурга установил, что из находящихся в системной взаимосвязи положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, а также Методических рекомендаций по составлению и использованию части списка избирателей, содержащих сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, утвержденных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 июля 2014 года № 62-9, следует, что правом избирать на выборах депутатов муниципальных советов обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа (далее – военнослужащие), и члены их семей, проживающие на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении.

 

 

Кроме того, указанными законоположениями активное избирательное право на выборах депутатов муниципальных советов предоставляется военнослужащим, не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении.

 

 

Закрепляя основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел такой способ идентификации граждан в качестве избирателей применительно к соответствующей территории, как установление факта их места жительства (в случаях, предусмотренных законом, – факта временного пребывания) на соответствующей территории. Регистрация военнослужащих и членов их семей, осуществляемая в соответствии с федеральным законодательством, предусматривает, что  она осуществляется по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); при этом военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

 

 

Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что в системе действующего правового регулирования военнослужащие и члены их семей, как проживающие на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения, так и не проживающие на соответствующей территории, но зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении, обладают активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов в силу положений федерального законодательства.

 

 

Оспариваемые заявителем положения  пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в этой части по существу воспроизводят нормативные предписания, закрепленные в Федеральном законе № 67-ФЗ, и не осуществляют собственного правового регулирования.  Разрешение вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, фактически означало бы проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений федерального закона, что неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга.

 

 

В связи с этим, Уставный суд Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статей 37 и 58 Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» прекратил производство по делу в частипроверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт‑Петербурга № 303-46, предусматривающих участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в качестве избирателей военнослужащих и членов их семей, не проживающих на территории воинской части, военной организации, военного учреждения, но зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.

 

 

Также Уставный суд установил, что оспариваемые заявителем положения пункта 6 статьи 7 Закона Санкт‑Петербурга № 303-46 по существу буквально воспроизводят нормы пункта 6 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не осуществляя при этом собственного правового регулирования. Разрешение  вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга указанных положений, фактически означало бы проверку соответствия Уставу Санкт‑Петербурга положений федерального закона, что неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга.

 

 

В соответствии  с положениями статей 37 и 58 Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» Уставный суд Санкт-Петербурга прекратил производство по делу в частипроверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 6 статьи 7 Закона Санкт‑Петербурга № 303-46, предусматривающих, что сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

 

 

2.Предметом рассмотрения Уставного суда Санкт-Петербурга явились  положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в части, наделяющей активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов военнослужащих, не проживающих на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении.

 

 

Отражая и развивая конституционное понимание местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливая особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, Устав Санкт‑Петербурга (статья 59, пункт 1 статья 62) гарантирует осуществление местного самоуправления как публично-территориальной самоорганизации населения по месту жительства, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Соответственно, смысл местного самоуправления как особого вида публичной власти заключается в защите прав и интересов жителей конкретного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.

 

 

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего внутригородского муниципального образования Санкт‑Петербурга даёт основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения, обеспечивает устойчивую взаимосвязь населения соответствующего публично-правового образования и избираемых органов муниципальной власти.

 

 

Круг лиц, участвующих в местном самоуправлении путем выборов депутатов муниципальных советов, должен определяться с учетом закрепленной Уставом Санкт-Петербурга природы местного самоуправления.

 

 

Предоставление законом Санкт-Петербурга права формирования муниципальных советов лицам, не проживающим и не зарегистрированным на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа в установленном порядке, искажает правовую природу местного самоуправления и не гарантирует реализацию в Санкт‑Петербурге права населения на осуществление местного самоуправления.

 

 

 

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 в части предоставления активного избирательного права на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований  Санкт-Петербурга не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пунктов 1 и 2 статьи 59, пункта 1 статьи 62.