19-12-2016
15-11-2016
13-10-2016
17-03-2016
11-02-2016
28-01-2016
23-12-2015
19-11-2015
12-11-2015
22-10-2015
10-09-2015
09-07-2015
06-07-2015
19-05-2015
29-04-2015
23-04-2015
23-04-2015
12-03-2015
26-02-2015
26-02-2015
22-01-2015
18-12-2014
18-12-2014
27-11-2014
20-11-2014
13-11-2014
16-10-2014
18-09-2014
18-09-2014
03-07-2014
26-06-2014
26-06-2014
29-05-2014
22-05-2014
21-05-2014
15-04-2014
25-02-2014
13-02-2014
06-02-2014
23-01-2014
19-12-2013
09-12-2013
28-11-2013
28-11-2013
15-10-2013
10-10-2013
12-09-2013
27-06-2013
27-06-2013
14-05-2013
11-04-2013
05-12-2012
19-09-2012
29-06-2012
26-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
15-05-2012
15-02-2012
08-02-2012
14-11-2011
14-11-2011
17-11-2011
29-11-2011

 

 

Провозглашение постановления по делу № 001/12 - 29.06.2012

 

 

29 июня 2012 годаУставный суд Санкт-Петербурга провозгласил постановление по делу  № 001/12 по жалобе гражданина Голубка Сергея Александровича о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77«Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге».

 

Предметом рассмотрения по данному делу явились положения абзаца второго статьи 11 Закона  Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 227-77). Согласно указанным положениям Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге рассматривает обращения (жалобы) в том случае, если заявитель  ранее обращался по поводу нарушения прав и свобод к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, но либо не получил ответа в установленный законодательством срок, либо не согласен с решениями, принятыми по его обращению (жалобе).

 

Указанные положения Закона Санкт-Петербурга № 227-77 признаны Уставным судом Санкт-Петербурга не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.

 

 

Позиция заявителя

По мнению заявителя, установленный положениями абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт‑Петербурга исключает для Уполномоченного по правам человека в Санкт‑Петербурге возможность осуществлять в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Устава Санкт-Петербурга деятельность, направленную  на предотвращение нарушений прав человека. Указанный порядок препятствует гражданам и организациям напрямую обращаться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге с целью его информирования о возможных нарушениях прав и свобод человека и гражданина, а также не позволяет Уполномоченному по правам человека в Санкт‑Петербурге своевременно принимать меры, направленные на предотвращение нарушений прав граждан. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемые положения нарушают принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в Санкт‑Петербурге, граждане должны обращаться к должностным лицам органов государственной власти  Санкт‑Петербурга.

 

Позиция Уставного суда Санкт-Петербурга

Положения абзаца второго статьи 11 в их системной взаимосвязи с положениями статьи 12 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 определяют условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт‑Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в  Санкт-Петербурге или должностных лиц.

 

Федеральное законодательство, в том числе Федеральный закон № 59‑ФЗ, не определяет компетенцию, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При отсутствии соответствующего федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование данных общественных отношений.

 

Осуществляемое законодателем Санкт-Петербурга правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт‑Петербурге должно соответствовать основам статуса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, определенным в Уставе Санкт-Петербурга. В тексте Закона Санкт-Петербурга № 227-77, используемых в нем формулировках, не содержится понятие «предотвращение нарушений прав человека». Вместе с тем, учитывая высшую юридическую силу Устава Санкт-Петербурга по отношению к  законам Санкт-Петербурга и его прямое действие, Уполномоченный по правам человека в  Санкт-Петербурге обязан использовать  указанные в Законе Санкт-Петербурга № 227-77 средства для предотвращения нарушений прав человека в той мере, в какой их характер отвечает уставному предназначению Уполномоченного  по правам человека в  Санкт-Петербурге.

 

Предметом регулирования положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77  являются общественные отношения, связанные с рассмотрением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге  жалобы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностных лиц. Следовательно, данные положения непосредственно не регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге деятельности по предотвращению нарушений прав человека и не могут препятствовать ее осуществлению.

 

Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что само по себе правило о предварительном обращении заявителя по поводу нарушения его прав и свобод как условии рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт‑Петербурге соответствующих жалоб не противоречит уставной природе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, осуществляя соответствующее правовое регулирование, законодатель Санкт-Петербурга должен соблюдать и положения Устава Санкт-Петербурга, определяющие организацию публичной власти в Санкт‑Петербурге.

 

Положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 предусматривают, что независимо от того, нарушены права и свободы человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, их должностными лицами, или органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами, гражданин должен предварительно обратиться к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга. Предварительное обращение к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга требуется независимо от того, произошло ли нарушение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, либо при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, наделены ли органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствующей ситуации контрольными полномочиями в отношении органов местного самоуправления. Тем самым положениями абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 допускается возможность неограниченного контроля органов государственной власти Санкт-Петербурга за деятельностью органов местного самоуправления.

 

На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга пришел  выводу, что осуществленное правовое регулирование не обеспечивает самостоятельность местного самоуправления и постановил, что положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт‑Петербурга № 227-77 в той мере, в которой они предусматривают в качестве условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления в  Санкт-Петербурге или должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предварительное обращение заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствуют Уставу Санкт‑Петербурга, его положениям статьи 62, пунктов 1 и 2 статьи 64.